Программа ЗОЖ (1)

2

Содержание
Пояснительная записка
1.
Научно-методическое обеспечение работы по
формированию здорового и безопасного образа жизни в ДОУ.
1.1. Модель организации здоровьесберегающего процесса
1.2 Комплексная стратегия оздоровления детей
1.3.

Оценка состояния здоровья детей

Формирование представлений о здоровом и безопасном
образе жизни у дошкольников.
3. Перспективный план работы по основам здорового и
безопасного образа жизни
4 Организация здорового ритма и двигательной активности
5. Медицинское обеспечение оздоровительной работы
6. к Закаливание детей
7. Работа с родителями
8. Работа с коллективом
Список литературы
2.

3

стр 3.
стр.12

стр.12
стр.12
стр.13
стр.14
стр.18
стр.30
стр.32
стр.33
стр.37
стр.38
стр.40

Пояснительная записка

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и
дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Хорошо,
когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую
родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку
личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой —
не противостоят отрицательным внешним влияниям.
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы
сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к
комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего
поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также
план действий и реализацию их в течение
6 лет. Содержание
программы рассчитано на детей 2 -7 лет.
Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических
дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное
благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим
биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования
детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития
медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном
счете отношение государства к проблемам здоровья.
Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном
аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому
развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых,
семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых,
дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую
часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в
основном определяют уровень здоровья детей.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса,
сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и
воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной
деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает
восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Дошкольный возраст является решающим в формировании
фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек
проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении
последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем организма, закладываются
основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к
окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и
практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность
в систематических занятиях физической культурой и спортом.
4

Единство физического, психологического здоровья и
эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко
педагогическим средствам физического воспитания и медицинским
мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий,
обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном
учреждении и включает:
— профессионализм педагогических кадров;
— соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;
— организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных
результатах научно-методологических исследований в области развития и
оздоровления дошкольников;
— мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов,
способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников; —
целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития
ДОУ.
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и
сохранению здоровья детей в нашем ДОУ была разработана программа
формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
Цель программы – создание условий для сохранения и укрепления
здоровья детей, формирования у родителей, педагогов, воспитанников
ответственности и осознанного отношения в деле сохранения
собственного здоровья.
Задачи:
1. Разработать алгоритм деятельности участников образовательного
процесса ДОУ, ориентированной на соблюдение здорового и
безопасного образа жизни.
2. Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического
и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными
особенностями.
3. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий,
направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья,
как важнейшей ценности.
4. Изучить и внедрить в практику ДОУ современные технологии
обучения здоровому образу жизни, обеспечивающие сохранение и
укрепление здоровья детей путем развития здоровьесберегающих
умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о
своём здоровье.
5. Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую
предметную среду для обеспечения двигательной активности ребёнка.
6. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах
формирования ценностей здоровья через разработку и использование
инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового
образа жизни.
7. Организовать консультативную помощь родителям по
вопросам физического воспитания и оздоровления детей.
5

8. Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни.

Принципы построения программы
При практической реализации поставленных задач мы основываемся
на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:
Принцип научности предполагает подкрепление всех
оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
адаптированными методиками.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов
выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает
тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
Принцип систематичности и последовательности предполагает
взаимосвязь знаний, умений и навыков, постепенную подачу материала от
простого к сложному, повторение усвоенных норм и ценностей в течение
всего учебного года, индивидуальный подход к каждому ребенку и
каждой семье на основе учета их интересов и потребностей.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение
применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в
повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых
важнейших, так как в результате многократных повторений
вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально личностной ориентации воспитания
предполагает то, что главной целью образования становится ребенок.
Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует
его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков,
построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для
организма детей в результате завышенных требований и физических
нагрузок, а также учет возрастных особенностей детей.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с
использованием активных форм и методов обучения, способствующих
развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей
потребность в общении, в процессе которой формируется социальная
мотивация здоровья.
Принцип креативности личности ребенка заключается в творческом
развитии личности детей в процессе эмоционально двигательного
музыкального тренинга.
Принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при
переходе в школу направлен на создание условий для более успешной
реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения
здоровья при дальнейшем обучении в школе.

6

Принцип результативности предполагает получение
положительного результата оздоровительной работы независимо от
возраста и уровня физического развития детей.
Критерии эффективности программы:
1. Повышение активности родителей, проявляющейся в участии:
- в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с
детьми, проводимых в ДО;
- в различных формах работы по вопросам сохранения и
укрепления здоровья детей;
- в развитии предметно-пространственной окружающей среды в группах
и на участке ДО.
2. Положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье:
- устойчивое желание отказаться от вредных привычек;
- посещение кружков, секций оздоровительной направленности;
- активный отдых вместе с детьми;
- проведение закаливающих процедур;
- использование рекомендаций, полученных в ходе педагогического
и медицинского просвещения.
3. Повышение интереса у родителей к ежедневному посещению детьми
детского сада. Снижение числа пропусков посещений детьми
детского сада по болезни.
Объекты программы:
-дети дошкольного образовательного учреждения,
-педагогический коллектив ДОУ,
-семьи детей, посещающих дошкольное образовательное
учреждение.

7

8

Основные направления реализации программы
№
п/п

Направление
1 Работа с детьми

Задачи
-укреплять здоровье детей и улучшать их двигательный
статус с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью,
учить их понимать значение и преимущество хорошего
самочувствия;

-

удовлетворять потребность детей в движении; стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и
осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением;

-

формировать у детей потребность к занятиям физической
культурой и эмоционально-положительное
отношение ко всем видам двигательной активности;

-

обогащать представления и умения в подвижных играх и
упражнениях;

-

целенаправленно развивать физические качества; формировать умение сохранять правильную осанку; воспитывать чувство уверенности в себе.
2 Работа с педагогами

- изучать научные исследования в области охраны
здоровья детей, здоровьесберегающих технологий,
экологического образования, формирования потребности в
здоровом образе жизни;
- внедрять современные инновации в области физического
развития детей; образовательные программы и технологии
обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных
особенностей детей;
- неукоснительно соблюдать гигиенические требования к
организации жизнедеятельности детей в условиях МДОУ;

-

повышать квалификацию педагогов в вопросах развития
и охраны здоровья детей; разработать и реализовать
просветительские программы для родителей по вопросам
сохранения здоровья детей;

-

организовывать спортивно-оздоровительную работу,
дифференцированную в зависимости от физических и
психоэмоциональных особенностей ребенка.

9

3

Работа с
родителями

-

формировать мотивацию здоровья и поведенческих
навыков здорового образа жизни у членов семьи, - обогащать
опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать
накоплению у родителей знаний по грамотной организации
оздоровительной деятельности в семье;

-

активизировать родительский интерес, творчество,
самостоятельный поиск способов решения проблем в области
здоровья;

-

оказывать адресную помощь родителям в вопросах
сохранения и укрепления здоровья;

-

изучать, обобщать и распространять положительный
опыт семейного воспитания;

-

создать установку на совместную работу с целью
решения всех психолого-педагогических проблем развития
ребенка;

-

валеологическое просвещение родителей в создании
экологической и психологической среды в семье.

Ожидаемые результаты:
1.
Внедрение научно-методологических подходов к организации
работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего
образовательного пространства в ДОУ и семье.
2.
Формирование у дошкольников основ валеологического
сознания, потребности заботиться о своём здоровье.
3.
Обеспечение программного уровня развития движений и
двигательных способностей детей.
4.
Повышения уровня адаптации к современным условиям жизни.
5.
Улучшение соматических показателей здоровья
дошкольников, снижения уровня заболевания.
6.
Оптимальные условия для развития индивидуальности ребенка
через осознание своих возможностей и способностей.
7.
Позитивное влияние образа жизни на состояние здоровья.
8.
Осуществление здоровьесберегающей организации
воспитательного процесса.
9.
Овладение элементарными навыками оздоровления:
самомассаж, закаливающие процедуры, уход за полостью рта.
10. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровьесбережение».
Повышение активности родителей в образовательном процессе, в
оздоровлении детей.

10

11. Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника.
12. Снижение уровня заболеваемости. Овладение
навыками самооздоровления.
13. Старший дошкольник должен:
- знать как общаться с незнакомыми людьми;
- иметь навыки обращения с опасными предметами в быту;
- различать добро и зло, бороться со страхами;
- соблюдать осторожность поведения в природе, на улице, на дороге,
во дворе;
- уметь правильно оценивать обстановку в опасных жизненных
ситуациях дома и на улице;
- знать значения номеров телефона 01, 02, 03, 04.
Аспекты отслеживания:
заболеваемость ОРЗ, ОРВИ — статистический учет по
результатам годовых отчетов ДОУ по посещаемости и причин
отсутствия детей;
-общее физическое развитие детей;
-оценка уровня адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогическое
отслеживание);
оценка личностных психофизических особенностей ребенка; оценка уровня знаний, умений, навыков ребенка.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от

29.12.2012 N 273-ФЗ
• Программа развития МДОУ «Детский сад № 19 п.г.т.В.Синячиха
общеразвивающего вида“;
• Устав МДОУ «Детский сад №19 п.г.т.В.Синячиха ”;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях» с учётом
изменений, утверждённых постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации .
Для реализации задач, намеченных программой «ЗОЖ», в ДОУ
созданы следующие условия:
зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован
необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные
маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы
для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для
профилактики плоскостопия, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты,
кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в
11

работу

12

большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность
занятий;
спортивная площадка для занятий на воздухе; картотека
подвижных игр;
- большая картотека для развития основных видов движения,
картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
в каждой возрастной группе имеются уголки движения
(спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под
наблюдением педагогов;
-медицинский блок (медицинский кабинет, процедурный
кабинет, изолятор);
закаливающие процедуры; закаливание проводится на фоне
различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях,
других режимных моментах;

Модель приобщения дошкольников к здоровому образу
жизни в МДОУ «Детский сад №19
п.г.т.В.Синячиха»

13

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ
«Детский сад № 19 п.г.т.В.Синячиха»
Создание условий для двигательной активности детей
- Гибкий режим
- создание условий (оборудование физкультурно- музыкального зала, спортивной площадки,
спортивных уголков в группах, участков, спортинвентарь)
- Индивидуальный режим после дневного сна
- Условия для самостоятельной двигательной активности детей
- Подготовка специалистов по двигательной деятельности
Система двигательной деятельности
- Утренняя гимнастика
- Прием на улице в теплое время года
- Физкультурные занятия
- Музыкальные занятия
- Музыкально- ритмические
- Двигательная активность на прогулке
- Физкультура на улице
- Оздоровительный бег
- Подвижные игры
- Динамические паузы
- Физкультминутки
- Гимнастика после дневного
- Физкультурные досуги, спортивные праздники, развлечения, забавы, игры
- Спортивно-ртмическая гимнастика
- Игры, хороводы, игровые
- Логоритмическая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Точечный самомассаж
- Релаксационные упражнения
- Пальчиковая гимнастика
- Индивидуальная работа
- Самостоятельная двигательная деятельность
Система закаливания
• Утренний прием на воздухе в теплое время года
• Облегченная форма одежды
• Ходьба босиком в спальне до и после
• Сон без маек
• Одностороннее проветривание во время сна (+17, +19)
• Воздушные ванны
• Оздоровительный бег (весенне-летний период)
• Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
• Игры с водой
Организация рационального питания
Организация второго завтрака (соки, фрукты)
Выполнение режима питания
Калорийность

14

Введение овощей и фруктов на завтрак и полдник выполнение натуральных норм
Соблюдение питьевого режима
Гигиена приема
Индивидуальный подход к детям во время приема
Правильность расстановки мебели
Правильность сервировки стола, воспитание культурно гигиенических навыков
Диагностика уровня физического развитий, состояния здоровья
Диагностика уровня физического развития, антропометрия
Диспансеризация детей с привлечением врачей детской поликлиники
Диагностика физической подготовленности детей

I. Научно-методическое обеспечение работы по формированию

здорового образа жизни в ДОУ.
Модель организации здоровьесберегающего процесса
1. Оценка состояния здоровья детей:
-показатели здоровья,
-показатели физического развития,
2. Формирование основ здорового образа жизни:
- валеологизация образования;
- формирование основ безопасной жизнедеятельности; - привитие
культурно- гигиенических навыков;
- организация оптимального двигательного режима.
3. Взаимодействие с семьёй.
4. Оздоровление детей:
- проведение лечебно-профилактических мероприятий; проведение оздоровительных мероприятий.
5. Организация деятельности детей:
- оптимизация режима дня;
- организация гигиенического режима;
- охрана психического здоровья;
- организация питания;
- создание безопасной среды жизнедеятельности
6. Работа с персоналом:
- обучение персонала;
- организация контроля;
- организация санитарно-эпидемических мероприятий.
Комплексная стратегия оздоровления детей
1. Оптимизация режима дня:
• определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка;

15

•организация жизни детей в адаптационный период, создание
комфортного режима;
•организация гибкого режима дня.
2. Организация гигиенического режима:
- режим проветривания помещений;
- режим кварцевания;
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
обеспечение чистоты среды;
- смена и маркировка постельного белья;
- мытье игрушек.
3. Охрана психического здоровья:
- использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы;
- обучение играм и упражнениям на развитие эмоциональной сферы;
- организация безопасной, комфортной среды; определение
эмоционального состояния каждого ребенка через «Экран настроения».
4. Организация питания:
- сбалансированность и разнообразие рациона; соблюдение технологии
при кулинарной обработке продуктов и приготовлении блюд;
- обеспечение санитарно - гигиенической безопасности питания;
- качество продуктов питания и приготовленных блюд;
- соблюдение сроков реализации скоропортящихся продуктов;
- использование сертифицированной питьевой воды;
- витаминизация 3-го блюда;
-использование йодированной соли;
- введение овощей и фруктов, зелени, соков в ежедневный рацион; соблюдение питьевого режима.
5. Создание безопасной среды жизнедеятельности ребенка в ДОУ:
- выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;
- соблюдение правил пожарной безопасности;
- подбор мебели с учетом антропометрических данных;
- подготовка участка для правильной и безопасной прогулки;
качество проведения утреннего приема, своевременная изоляция больного
ребенка.

Оценка состояния здоровья детей
Показатели здоровья:
- общая заболеваемость;
- заболеваемость детей в днях на одного ребенка;
- количество часто болеющих детей, в процентах;
- количество детей с хроническими заболеваниями, в процентах;
- результаты диспансерного осмотра детей врачами (в З года, 6 лет, 7 лет);
- результаты осмотра детей диспансерной группы;
16

- соотношение групп физического развития по состояния здоровья детей
для организации занятий физической культурой (основная,
подготовительная, специальная);
- количество детей с выявленным ранним плоскостопием 5-7 лет;
- количество детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;
- индекс здоровья.
Показатели физического развития:
- уровень физического развития (антропометрические данные);
- уровень физической подготовленности.
Физическое развитие детей в ДОУ осуществляется инструктором по
физическому воспитанию по инновационной программе дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой 2020г., что позволяет успешно
решать задачи по формированию привычки к здоровому образу
жизни.
II. Формирование представлений о здоровом образе жизни у

дошкольников
Критерии
1. Развитие
интереса к
различным
видам спорта

Содержание критерия
1.1. Наличие
предрасположенности к
занятиям тем или иным видом
спорта
1.2. Наличие знаний о
различных видах спорта

1.3. Реализация себя в
движениях через познание
собственных способностей и
возможностей

1.4. Проявление личной
заинтересованности в
совершенствовании своих
результатов

17

Содержание, средства
1. Диагностика уровня
физической подготовленности по
методике Н.В.Верещагиной
2. Диагностика уровня развития
основных движений
1. Занятия познавательного
цикла: «Зимние и летние виды
спорта», »Кто такие спортсмены»,
«Дружим со спортом», «История
развития спорта», «Олимпийские
игры»
2. Практические занятия
«Зимняя спортивная олимпиада»,
«летние олимпийские игры»,
«Приглашаем на стадион»
1. Проведение подвижных игр с
различным проявлением основных
видов движений и физических
способностей
2. Наблюдение за двигательной
активностью ребенка в течение дня.
3. Занятия по физической
культуре
1. Беседа « Физкультура и
здоровье» (Цель: значение
физических упражнений для
здоровья)
2. Наблюдение за
проявлениями ребенка на

1.5.Сформированность
потребности в двигательной
активности

2.Осознание
необходимости
вести ЗОЖ

2.1.Сформированность
представлений о ЗОЖ

2.2.Наличие устойчивой
мотивации и потребности в
сохранении своего здоровья и
здоровья окружающих

2.3.Овладение ребенком
системой культурногигиенических знаний об
организме человека

18

физкультурных занятиях
3. Вопросы открытого типа:
-Чем нравится заниматься?
-С каким предметом нравится
выполнять задания?
- В какие игры нравится играть?
4. Самостоятельная двигательная
активность
1. Занятия познавательного цикла
«Польза от физических
упражнений», «Опора и двигатели
нашего организма», «Преодолей
себя»
2. Сюжетно-игровой метод ( Цель:
педагог предлагает
ребенку
придумать упражнение самому и
показать другим)
3. Участие в спортивных
мероприятиях (досуги, развлечения,
праздники, соревнования)
1. Дидактические игры по
формированию элементарных
представлений о ЗОЖ
2. Занятия по ознакомлению с
окружающим миром «Я – ребенок.
Мой образ жизни»
Основное содержание
«особенности образа жизни ребенка,
его значение для здоровья
3. Презентация детского
альбома «Здоровый образ жизни»
4. Познавательное занятие
«Чистота-залог здоровья»,
«полезная еда», «Аптека вокруг
нас»
1. Консультация «Телевизор и
компьютер, друзья или враги?»
2. Беседа «Я и другие люди»,
«Здоровье и болезнь»
3. Занятия познавательного
цикла «Что я знаю о себе», «Почему
мы двигаемся», «Наши глаза», «Как
мы слышим?»
1. Режимные моменты и ЗОЖ
2. Беседа «Значение санитарногигиенических процедур»
3. Спортивные мероприятия
«Чистота и здоровье», «Осторожно,
микробы», «Как природа помогает
быть здоровым?»

3.Развитие
навыков ЗОЖ

3.1.Устойчивость навыков
владения своим телом с целью
сохранения здоровья

3.2.Овладение навыками
самомассажа, правильного
дыхания

3.3.Сформированность
потребности в двигательной
активности

4.Формировани
е и развитие
навыков основ
безопасности
жизнедеятельно
сти

4.1.развитие способности по
переносу знаний на
конкретные ситуации

навыков

4.2.Устойчивость

19

4. Вопрос открытого типа
5. Познавательнооздоровительные лекции «Здоровые
уши», «Береги свое горло», «Чтобы
зубы не болели», «Будем видеть
хорошо»
1. Занятие по ознакомлению с
окружающим миром «Я-человек»
(элементарное строение организма,
необходимые для жизни условия
(пища, воздух, вода, тепло)
2. Беседа «Что я знаю о себе»,
«Мой организм»
3. Вопросы открытого типа
1. Оздоровительноинтегрированные занятия с
включением комплексов
дыхательных упражнений и
комплексов массажа
2. Самостоятельное выполнение
детьми комплексов массажа
3. Самостоятельное выполнение
детьми дыхательных упражнений
1. Наблюдение за детьми при
самостоятельном выполнении
комплексов массажа и дыхательных
упражнений
2. Наблюдение за двигательной
активностью ребенка в течение дня,
за участием в играх
соревновательного характера, в
физкультурных досугах
1. Организация в группах
здоровьесберегающего
пространства
2. Беседы-консультации «Я живу
в большом городе», «Я-пешеход и
пассажир»
3. Вопросы открытого типа:
-один дома
-что делать если ты замерз?
-вызываем помощь
-осторожность около водоема
-незнакомец
4. Дидактические игры
«Дорожные знаки», «Светофор»,
«Служба спасения», «Безопасный
переход»
1. Практические занятия серии

владения своим телом в
экстремальных ситуациях

4.3. Сформированность
правильного поведения в
нестандартных ситуациях

«Забочусь о своем здоровье»
2. Просмотр видео, иллюстраций
серии «Стихийные бедствия»
3. Беседы после просмотра видео,
презентации.
1. Беседы познавательного
цикла «Правила поведения в лесу»,
«Опасность на дорогах»,
«Соблюдаем правила», «оказание
помощи»
2. Проблемно-ситуационный
метод
3. Игровой метод

Диагностика сформированности основ здорового образа жизни
Ф.И.О.
воспитанника

Развитие
интереса к
различным
видам спорта

Осознанное
отношение к
ЗОЖ

Развитие
навыков
ЗОЖ

Формирование и
развитие навыков
основ
безопасности
жизнедеятельности

Оценка производится по трехбалльной шкале, где:
- 1 балл – у ребенка плохо сформированы навыки выполнения комплекса
дыхательной гимнастики, массажа; ребенок не может ответить на
вопросы, касающиеся ЗОЖ; не проявляет активности при выполнении
физических упражнений, игр; Ребенок не проявляет интерес к занятиям
по физической культуре.
-2 балла- у ребенка частично сформированы навыки основ безопасности
жизнедеятельности, ребенок проявляет интерес к подвижным и
эстафетным играм, но плохо отвечает на вопросы из цикла «Здоровье»
- 3 балла- ребенок проявляет интерес к занятиям по физической
культуре, грамотно отвечает на поставленные вопросы, может
самостоятельно выполнять комплексы дыхательных упражнений и
массажей, понимает их необходимость для своего здоровья.
Валеологическое образование детей в ДОУ осуществляется в
соответствии с методическим пособием
«Формирование
основ
безопасности у дошкольников» под
редакцией К.Ю.Белой, инновационной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой.

20

II.Перспективный план работы по основам здорового и

безопасного образа жизни
Планирование работы с детьми по обучению основам общей безопасности
гие

Тема

Один дома
звонок?

Сроки

декабрь

Посмотри в глазок!», «Когда зазвонил телефон».
2. Беседы с детьми «Доктор Витаминкин» - о пользе
витаминов.
3. Игра-викторина «Можно и нельзя».
4. Спортивные развлечения «Отважные спасатели».
1. Тренинги по теме «Один не дома»: «Смотри в оба».
2. Игры в кругу «Хорошие» прикосновения», «Плохие»
прикосновения».
3. Чтение книги «Федорино горе» «Мойдодыр»
К.Я.Чуковского.
4. Игра инсценировка «Волк и семеро козлят».
1. Беседа с детьми: «Мыло – лучший защитник».
2. Тренинги по теме «Один не дома»: «Чувство собственного
достоинства».
3. Игровые упражнения «Опасные предметы».
4. Игра-инсценировка «Красная Шапочка».
5. Спортивное развлечение «Я здоровье сберегу- сам себе я
помогу!».
1. Дидактическая игра «Съедобное,

январь

2. Тренинги по теме «Один не дома»: «Не бойся звать на
помощь».
3. Рисование на тему «Как гулять детворе зимой во дворе?».
4. Беседы с детьми о правилах безопасности во время
праздничных мероприятий «Безопасный Новый год».
1. Тренинги по теме «Один не дома»:

2013.
4) Лыкова
Опасные
дидактичес
Лыкова, В
Издательск

2. Экспериментальная деятельность «Что происходит с

2014.
5) Шипу
безопаснос
методичес

гие
»
дома»

Умей сказать
«Нет!»

октябрь

гие
»
дома»

В мире опасных
предметов.

ноябрь

Безопасное
общение
Один не дома
несъедобное».

»
дома»

угие

Один не дома
«Надо уметь
отказывать».

Методическое
обеспечение

«Как
об
дошкольни
воспитател
сада./К.Бел
М.: Просве
1) ОБЖ. Р
Фисенко
«Корифей»
2) Шипу
безопаснос
едагогов,
руководств
ИД «Цветн
3) Лыкова
Опасные
явления.
учебно-мет
дагогов,
руководств
Издательск

сентябрь

»
дома»

гие

Виды детской деятельности

1. Тренинги по теме «Один дома»: «В дверь

»

21

«Ребенок
дома»
6. «Я и другие
люди»
«Ребенок
дома»
7. «Ребенок и
природа»

Один не дома

Февраль

Безопасное
общение
Один не дома март

«Я и другие
люди»
«Ребенок
дома»
8. «Ребенок
дома»

Один не дома

апрель

«Я и другие
люди»
9. «Ребенок и
природа»

Безопасность
на
природе

май

предметами при их замораживании».
3. Праздник подвижных игр: «Нам не страшен Дед Мороз».
4. Дидактическая игра-упражнение «Оделись по погоде».
1. Тренинги по теме «Один не дома»: «Опасные места».
2. Викторина «Здоровое питание».
3. Беседа с детьми о безопасности при общении с
животными.
4. Показ видеороликов, мультфильмов Интернет-ресурс
«Азбука безопасности» -.
1. Показ видеороликов, мультфильмов Интернет-ресурс
www.smeshariki.ru. «Азбука безопасности».
2. Тренинги по теме «Один не дома»: «В темноте. Пути
остановки безопасности».
3. Беседы с детьми на тему «Опасный лед».

пособие для педагогов,
практическое руководство для
родителей. - М.: Издательский
дом "Цветной мир", 2013.
7) Шипунова В.А. Детская
безопасность: учебнометодическое пособие для
едагогов, практическое
руководство для родите- лей. - М.:
Издательский дом "Цветной мир",
2013.
8) Лыкова И.А., Шипунова В.А.
Азбука безопасного общения и
оведения. Детская безопасность:
учебно-методическое пособие для
педагогов, практическое
руководство для родителей. - М.:
Издательский дом "Цветной мир",
2013.
1. Проведение с воспитанниками выставок рисунков и
9) Лыкова И.А., Шипунова В.А.
поделок на темы безопасности.
Колокольчик серебряный:
2. Моделирование ситуаций «Что делать, если друг попал в
дидактическая сказка о
беду», «Что делать, если в воду упали игрушки».
3. Тренинги по теме «Один не дома»: «Правила Находчивых оциальной безопасности / И.А.
Лыкова, В.А.Шипунова. - М.:
«потеряшек».
Издательский дом "Цветной
4. Квест-иг ра «Безопасное путешествие».
мир", 2014.
1. Проведение с воспитанниками детского сада беседы о
правилах безопасности «У воды будь осторожен всегда!», 10) Лыкова И.А., Шипунова В.А.
Социальная безопасность:
«Чтобы солнышко было в радость!».
дидактический материал / И.А.
2. Организация игровых мероприятий в группе «Солнце,
Лыкова, В.А. Шипунова. - М.:
воздух и вода – наши лучшие друзья».
Издательский дом "Цветной
3. Беседы с детьми: «Чем опасны неизвестные ягоды».
ир", 2014.
4. Беседа-тренинг «Первая помощь при ссадинах и
царапинах».

22

Планирование работы с детьми по обучению основам безопасности дорожного движения
№
Блок
п/п
1. «Ребенок
на улицах
города»

Тема
Знай и выполняй
Правила уличного
движения.
Знаки дорожного
движения.

2. «Ребенок на
улицах
города»

Знай и выполняй
Правила уличного
движения.
Светофор и зебра –
наши друзья.

3. «Ребенок на
улицах
орода»

Знай и выполняй
Правила уличного
движения.
Безопасное
движение.

Источники (методическая
литература)
сентябрь
1.Беседы с детьми: «Путешествие в страну дорожных
1) Майорова Ф.С. Изучаем
знаков», «О чём говорят дорожные знаки», «Улицы
дорожную азбуку. Перспективное
города полны неожиданностей».
планирование. Занятия. Досуг. –
2. Дидактическая игра «Научим Мишку правильно переходить Издательство
«Скрипторий»,
2005.
дорогу».
2) «Как обеспечить безопасность
3. Дидактические игры с дорожными знаками.
4. Пополнение сюжетной игры «Поездка на автомобиле»
дошкольников». Книга для
атрибутами и моделями дорожных знаков.
воспитателей детского
5. Просмотр мультфильмов.
сада./К.Белая, В.Зимонина и др.октябрь 1Экскурсия с детьми к светофору: наблюдение за
М.: Просвещение, 2000.
движением пешеходов и транспорта.
3) ОБЖ. Разработка занятий. Сост.
2. Оформление детско-родительской выставки поделок для
Фисенко М.А..- Волгоград: ИТД
сюжетной игры «Светофор».
«Корифей».
3. Изготовление макета «Моя улица. Пешеходы и
4) Три сигнала светофора:
автомобили».
Дидактич. Игры, сценарии вечеров
4. Сюжетные игры с использованием макетов по дорожному
досуга: Кн. Для воспитателя дет.
движению.
Сада. Сост.Т.Ф.Саулина. – М.:
5. Спортивные развлечения «Веселый светофор». Тренинги
Просвещ.
звонка в службу спасения.
5) Психолого-педагогические
основы дорожной безопасности
ноябрь
1. Презентация детско-родительских проектов
несовершеннолетних: учебно«Улицы поселка».
методическое пособие/сост.: Н.М.
2. Рисование для Центра безопасности.
Кузнецова. - Екатеринбург: Изд-во
3. Знакомство с пословицами и поговорками.
УТ "Альфа Принт", 2016.
4. Рассматривание плакатов по правилам дорожного
6) Лыкова И.А., Шипунова В.А.
движения.
Безопасность на дороге:
5. Рассматривание картин «Улицы».
6. Досуг по правилам дорожного движения «Красный, желтый, дидактический материал/ И.А.
зеленый».
Сроки

Виды детской деятельности

23

4. «Ребенок
на улицах
города»

5 «Ребенок
улицах
города»

6. «Ребенок
на улицах
города»

Знай и выполняй

декабрь

Правила уличного
движения.
Безопасное
движение.

а Путешествие в
сстрану Светофорию.

Знай и выполняй

январь

февраль

Правила уличного
движения.
Дорожно-постовая
служба.

7.

«Ребенок
на улицах
города»

Знай и выполняй
Правила уличного
движения.
Участники
дорожного
движения.

март

1. Совместное с родителями оформление газеты «Мы знаем и
Лыкова, В.А. Шипунова. - М.:
выполняем правила дорожного движения».
Издательский дом "Цветной
мир", 2014.
2. Совместное с родителями изготовление шансовых и
гуськовых игр по правилам дорожного движения «Мы едем, 7. Лыкова И.А., Шипунова В.А.
Дорожная азбука. Детская
едем, едем!».
3. Д/игра «Скажи, что не так» (по правилам дорожного
безопасность: учебнодвижения).
методическое пособие для
4. Показ видеороликов, мультфильмов Интернет-ресурс
педагогов, практическое
«Азбука безопасности» www.smeshariki.ru.
руководство для родителей. М.: Издательский дом "Цветной
1. Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль»,
мир", 2013.
«Светофорик».
8. Лыкова И.А., Шипунова В.А.
2. Дидактическая игра «Наша улица».
Радужное колесико:
3. Чтение стихотворения О.Бедарева «Азбука безопасности».
дидактическая сказка о
4. Показ видеороликов, мультфильмов Интернет-ресурс
дорожной
«Азбука безопасности» www.smeshariki.ru.
безопасности/И.А.Лыкова,
1 Встреча с интересным человеком» знакомство с
В.А. Шипунова. - М.:
профессией инспектора ДПС.
Издательский дом "Цветной
2. Сюжетно-ролевая игра «Дорожно-патрульная служба»,
мир", 2014.
«Регулировщик».
3. Игры – инсценировки: «Кукла Катя знакомится с правилами 9. Саво И.Л. Правила дорожного
движения для дошкольников. дорожного движения», «Транспорт на улицах города», «Про
СПб.: Издательство "Детствотого, кто головой рисковал на мостовой».
Пресс", 2014.
4. Показ видеороликов, мультфильмов Интернет-ресурс
«Азбука безопасности» www.smeshariki.ru.
1. Беседы: «Правила поведения в транспорте», «Участники
дорожного движения», «Я еду в детский сад на машине».
2. Дидактические игры: «Мы пассажиры», «Разрешается –
запрещается», «Пешеход на улице», «Мы участники
дорожного движения».
3. Изготовление и вручение детьми родителям листовокпамяток «Родитель-водитель, помни!»
4. Разучивание стихотворения «Запрещается - разрешается».
5. Показ видеороликов, мультфильмов Интернет-ресурс
«Азбука безопасности» www.smeshariki.ru.

24

8. «Ребенок
на улицах
города»

Знай и выполняй
Правила уличного
движения.
Безопасное
движение.

апрель.

1 Дидактические игры: «Наша улица», «Будь в ним ателен»,
«Светофор», «Летит, плывёт, едет», игра с кубиком «Путешествие к цирку», «Собери светофор» «Дорожка для
машинки» (конструирование),
2. Показ настольного кукольного театра «Как зайчонок в
гости к бабушке шел».
3. Чтение Н.Носова«Автомобиль», главы из книги Н.Носова
«Как Незнайка катался на газированном автомобиле».

9. «Ребенок
на улицах
города»

Знай и
выполняй
Правила
уличного
движения.
Безопасное
движение.

май

1. Рассматривание картинок и чтение книг по правилам
дорожного движения:
Э.Л.Степаненко, М.Ф.Филенко «Дошкольникам о правилах
дорожного движения»,
Е.Рейн «Этот страшный случай с Петей пусть знают все на
свете»,
С.Волкова «Едут, едут пасса-жиры», «Как пройти через
дорогу», «Пешеходы и машины»,
М.Ильин «Машины на нашей улице»,
С.Михалков «Скверная история»,
Н.Носов «Автомобили»,
В. Клименко «Кто важнее всех на улице»; «Лёлик на дороге»,
«Пешеходный Переход», «Подземный переход» «Светофоры»,
Р. Фархади «Светофор».
2. Разучивание стихов и загадок по правилам дорожного
движения. Викторина «Что я знаю о правилах дорожного
движения».
3. Выставка детских рисунков «Правила движения достойны
уважения».
4. Презентация детских проектов, рассказов «Осторожно,
дорога!».
5. Целевые экскурсии «Путь в школу».
6. Досуг «Друзья светофора». Выставка детских рисунков.
7. Показ видеороликов, мультфильмов Интернет-ресурс
«Азбука безопасности» www.smeshariki.ru.

25

Планирование работы с детьми по обучению основам безопасности на железной дороге
№
п/п

Блок

«Ребенок на
железной
дороге»
2. «Ребенок на
железной
дороге»
3. «Ребенок на
железной
дороге»
4. «Ребенок на
железной
дороге»
5. «Ребенок на
железной
дороге»
6. «Ребенок на
железной
дороге»
7. «Ребенок на
железной
дороге»
8. «Ребенок на
железной
дороге»
9. «Ребенок на
железной
дороге»
1.

Тема

Сроки

Виды детской деятельности

Знай и выполняй
Правила поведения
на железной дороге.
Знай и выполняй
Правила поведения
на железной дороге.
Знай и выполняй
Правила поведения
на железной дороге.
Знай и выполняй
Правила поведения
на железной дороге.
Знай и выполняй
Правила поведения
на железной дороге.
Знай и выполняй
Правила поведения
на железной дороге.
Знай и выполняй
Правила поведения
на железной дороге.
Знай и выполняй
Правила поведения
на железной дороге.
Знай и выполняй
Правила поведения
на железной дороге.

Источники
(методическая
литература)
сентябрь Беседа с детьми на тему «Правила поведения на железной 1)
«Как обеспечить
дороге».
безопасность дошкольников».
Книга для воспитателей
октябрь Создание альбома для рассматривания на тему
детского сада./К.Белая,
«Безопасность на железной дороге».
В.Зимонина и др.-М.:
Просвещение, 2000.
2) ОБЖ. Разработка занятий.
ноябрь Проектная деятельность «Безопасность на железной
Сост. Фисенко М.А..дороге».
Волгоград: ИТД «Корифей».
3) Психолого-педагогические
декабрььрПроведение подвижных игр «Поезд», «Едем-не едем!»,
сновы дорожной безопасности
«Едет-едет паровоз».
есовершеннолетних: учебнометодическое пособие / сост.:
январь Сюжетно-ролевая игра «Паровоз», «Вокзал»,
Н.М. Кузнецова.- Екатеринбург:
«Путешествие по железной дороге».
Изд-во УТ "Альфа Принт",
2016.
февраль
Показ видеороликов, мультфильмов Интернет-ресурс
4) Лыкова И.А., Шипунова В.А.
«Азбука безопасности» www.smeshariki.ru.
Безопасность на дороге:
март
Игры с конструктором, постройка поезда, железной дороги, дидактический материал/ И.А.
Лыкова, В.А. Шипунова. - М.:
вокзала.
Издательский дом "Цветной
Дидактические игры «Опасно-безопасно».
апрель Рассматривание иллюстраций, картинок, пособий из серии мир", 2014.
5) Саво И.Л. Правила
«Безопасность», чтение художественной литературы:
дорожного движения для
Я.Тайц «Поезд», В.Степанова «Паровоз» и т.д.
дошкольников. - СПб.:
Май
Просмотр мультипликационных фильмов «Поезд из
Издательство "Детство-Пресс",
Ромашково».
2014.

26

План мероприятий по пожарной безопасности
в МДОУ «Детский сад №19 п.г.т. В. Синячиха общеразвивающего вида»
и филиале Детский сад с. Нижняя Синячиха
№п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.

13.
14.
15.

Название мероприятия
Проведение практических занятий в ДОО по
отработке действий в случае возникновения
пожара
Обновление наглядной агитации и пропаганды
по вопросам пожарной безопасности в группах
и в здании ДОО
Размещение информации о проведенных
профилактических мероприятиях, творческих
конкурсов на сайте ДОО, МКОУ ДПО «
ИМЦ», в СМИ( рубрика «Детская
безопасность»)
Проведение перезарядки огнетушителей,
контрольное взвешивание огнетушителей
Рассмотрение вопросов по противопожарной
профилактике на общесадовском и групповых
родительских собраниях с приглашением
специалистов
Участие в проведении Всероссийского единого
урока (занятия) к дню Пожарной охраны
Разработка плана сотрудничества с ГКПТУ СО
«ОПС СО №15»
Организация проведения дней Пожарной
безопасности и мероприятий по профилактике
детского электротравматизма
Инструктаж работников по соблюдению
правил пожарной безопасности
Участие в смотре-конкурсе «Лучший уголок
пожарной безопасности»
Проверка пожарной сигнализации, первичных
средств пожаротушения, и систем оповещения
Проведение мероприятий, направленных на
обеспечение пожарной безопасности в ДОО в
период организации новогодних и
рождественских праздников
Контроль за соблюдением правил пожарной
безопасности в ДОО
Проверка исправности электрических розеток,
электровыключателей
В группах: проведение ООД, бесед чтение
произведений по пожарной безопасности ;
просмотр мультфильмов и презентаций;
27

Срок
выполнения

Ответственные

сентябрь
май

ГКПТУ СО «ОПС СО
№ 15»
- Ответственный за ПБ
- заведующий.
Заведующий филиала

в течение
года

- Ответственный за ПБ
-зам.зав по ВМР

Постоянно

ответственный за сайт

Ежегодно

- Ответственный за ПБ
- заведующий
Заведующий филиала

в течение года

- воспитатели
- Заведующий
Заведующий филиала

30 апреля
2023 г.
Сентябрь

- воспитатели
- зам.зав по ВМР.
- Заведующий
Заведующий филиала

Согласно плана
УО МО
Алапаевское

- Ответственный за ПБ
-зам.зав по ВМР

Два раза в год

- Ответственный за ПБ

ноябрь

- Ответственный за ПБ
- зам.зав по ВМР

ежеквартально

- Ответственный за ПБ

декабрь

Ответственный за ПБ
Черных С.А.
Буженинова Е.А.
Самоделкина Н.Л.

Постоянно

Ответственный за ПБ

Постоянно

Ответственный за ПБ

Постоянно

Воспитатели групп

16.
17.

18.

19.

20.

21.

22.
23.
24

организовать выставки книг, иллюстраций,
альбомов по пожарной безопасности;
организовать разные виды игр.
Экскурсии в музей посёлка с целью
знакомства детей с пожарным оборудованием
Анкетирование родителей на тему: «Обучение
детей правилам пожарной безопасности в
семье»
Конкурс детских рисунков «Крепко помните
друзья, что с огнём шутить нельзя», «
Пожарная служба», участие в муниципальных,
областных конкурсах детского творчества по
пожарной безопасности
Проведение тематических занятий
познавательного цикла с детьми по пожарной
безопасности и электротравматизму
Проведение вечеров развлечений, викторин,
интеллектуальных игр, драматизация сказок
по противопожарной безопасности
Проведение бесед и консультаций с
родителями. Помещение в родительские
уголки и чаты информационно-справочного
материала по пожарной безопасности
Участие в проведении массовых мероприятий
ко Дню защиты детей
Распространение памяток по ПБ среди
родителей и работников ДОО
Конкурс семейных газет по пожарной
безопасности

В течение года

Музейный педагог
Воспитатели

Апрель

Воспитатели групп

В течение года

зам. зав по ВМР.
воспитатели

В течение года

Зам. зав по ВМР.
Воспитатели

В течение года

Постоянно

воспитатели групп

1 июня

воспитатели групп

постоянно

воспитатели групп

Сентябрь
апрель

28

Музыкальный
руководитель
Администрация
ДОУ

воспитатели групп
Зам. зав по ВМР.

План работы по формированию здорового образа жизни в МДОУ
«Детский сад №19 п.г.т.В.Синячиха общеразвивающего вида»
Сроки
ответственные
исполнения
1. Научно-методическое обеспечение работы по формированию ЗОЖ
Изучение инструктивно-методических
1 раз в полугодие Заместитель
рекомендаций по совершенствованию
заведующего по
процесса по сохранению и укреплению
ВМР
здоровья воспитанников ДОУ и
применение их в работе
В течение года
Заместитель
заведующего по
Разработка консультаций для
родителей и педагогов на основе
ВМР
методических рекомендаций по
оказанию психологической помощи
воспитанникам, испытывающим
трудности в развитии, адаптации,
обучении и общении
2. Организация экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни в
ДОУ
Внедрение парциальной программы
В течение года Заместитель
дошкольного образования с
заведующего по
ВМР
осуществлением физического
развития воспитанников
«Крепыш».
Программа формирования здоровья для детей
дошкольного возраста
3. Совершенствование организации медицинского обслуживания в ДОУ
Оснащение в соответствии с
постоянно Заведующий
требованиями СанПиН помещений для
работы медицинского персонала
Курсовая подготовка медицинского персонала
По графику Заведующий ,
АЦРБ
4. Создание единой системы формирования здорового и безопасного образа жизни
воспитанников
Соблюдение нормативнопостоянно
Заведующий
правовых условий формирован6ия
Заместитель
культуры здорового и безопасного
заведующего по
образа жизни воспитанников:
ВМР
-Устав ДОУ
- ООП МДОУ «Детский сад №19
п.г.т.В.Синячиха»
-Положение о педагогическом совете
-Положение о психолого-медикопедагогическом консилиуме
-Должностные инструкции
-Программа развития ДОУ
Содержание и развитие
Постоянно
Заведующий,
инфраструктуры для занятий
заместитель
физкультурой и спортом, ритмикой:
заведующего по
Музыкально-спортивный
ВМР
№п.п. Направление деятельности, мероприятия

29

Спортивная площадка на улице
Физкультурные уголки в группах
Оснащение учреждения здоровьесберегающим
оборудованием, используемым в
профилактических целях;
Приобретения нового спортивного
оборудования
4.3.

4.4.

4.5

4.6.

Рациональная организация
образовательного процесса:
-составление режима дня на учебный год, на
летний период
-составление расписания занятий в соответствии
с учебным планом
-проведение мероприятий по соблюдению
правил санитарно-гигиенических норм и
правил, изучению техники безопасности
Организация физкультурнооздоровительной и культурно-массовой
работы в ДОУ:
-физкультурные занятия, подвижные игры и
физические упражнения
-утренняя гимнастика
-физминутки, динамические паузы в течение
дня
-лечебная физкультура
-организация прогулки
-проведение спартакиады
-проведение дней здоровья
-закаливающие процедуры
-физкультурные досуги и праздники
-музыкальные праздники и развлечения
-привлечение социальных партнеров и
родителей к организации физкультурнооздоровительной и культурно-массовой работы
. Организация системы просветительской и
методической работы в ДОУ по
здоровьесбережению:
-разработка памяток, консультаций для
родителей по теме формирования здорового и
безопасного образа жизни
Организация профилактики
употребления психоактивных веществ:
-день борьбы с наркоманией
-рейды по семьям «группы риска» совместно с
представителями органов профилактики
- посещение семей воспитанников
- взаимодействие с отделом профилактики

30

По потребности
Август

Заместитель
заведующего по
ВМР

В течение года

Заместитель
заведующего по
ВМР
В течение года Зам еститель
заведующего по
ВМР

В течение года

В течение года

Заместитель
заведующего по
ВМР

Заведующий
Заместитель
заведующего по
ВМР

4.7

. Комплексное сопровождение системы
формирования здорового и безопасного образа
жизни воспитанников

В течение года

Заведующий
Заместитель
заведующего по
ВМР

Постоянно
Привлечение педагогических и
Заведующий
медицинских работников к реализации всех
Заместитель
направлений работы по сохранению и
заведующего по
укреплению здоровья воспитанников и
ВМР
просвещению родителей:
-Неделя здоровья
-Месячник безопасности
-Неделя безопасности в весенне-летний период
- Конкурс рисунков «Правильно питаемся –
По плану
растем и развиваемся»
-Консультации для родителей и сотрудников
-инструктажи по безопасности
-беседы с родителями и сотрудниками
-выставка научно-методической литературы по
ЗОЖ, профилактике заболеваний, профилактике
вредных привычек, безопасности детей
-психолого-медико-педагогический консилиум
-профилактические осмотры воспитанников
-профилактические прививки
-витаминотерапия, фитотерапия
- Выпуск листков здоровья, памяток
-проведение занятий по ОБЖ для детей
дошкольного возраста
4.8.
2 раза в год и
Проведение мониторинга сформированности
Заместитель
культуры здорового и безопасного образа жизни
заведующего по
воспитанников:
ВМР
- диагностика физической подготовки
Л.М.Верещагиной
- диагностика сформированности культуры
здорового образа жизни воспитанников
- педагогическая диагностика по ОБЖ
- диагностика уровня музыкального и
психомоторного развития ребенкадошкольника
5.Формирование здоровья и здорового образа жизни в рамках введения ФГОС дошкольного
образования
5.1.
Разработка и внедрение Программы
Август 2020г. Заведующий
формирования здорового и безопасного образа
Заместитель
жизни воспитанников
заведующего по
ВМР
4.7.1

31

Реализация Программы

5.2.

5.3

постоянно

Создание благоприятного режима двигательной
активности воспитанников с учетом возраста и
состояния здоровья
. Организация дополнительных
образовательных услуг физкультурнооздоровительной направленности (по запросам
родителей)
Организация экскурсий целевых прогулок

постоянно
Еженедельно
1 раз в квартал

Заведующий
Заместитель
заведующего по
ВМР
Медицинские
работники
Заместитель
заведующего по
ВМР
Заведующий
Заместитель
заведующего по
ВМР

4. Организация здорового образа жизни и двигательной активности
Организация оптимального двигательного режима:
- физкультурные занятия в зале и на воздухе
-утренняя гимнастика
-гимнастика после дневного сна
-Физкультурные минутки
-динамические паузы
-спортивные праздники и досуги
-активный отдых (развлечения, дни здоровья и т.д.)
-музыкально-ритмические занятия
-подвижные игры на улице
-прогулки и походы с включением подвижных игр, упражнений
-индивидуальная работа по развитию основных движений на прогулке
-спортивные игры и упражнения на воздухе
-оздоровительный бег.
Физкультурно-оздоровительную
работу
осуществляют
медицинская сестра детского сада, инструктор по физической культуре,
музыкальные руководители, воспитатели.
Она включает в себя:
-физкультурные занятия босиком
-подвижные игры и физические упражнения на улице
- утреннюю зарядку на улице с обязательным бегом на выносливость
и дыхательными упражнениями
- дыхательную гимнастику после сна
- спортивные игры и соревнования
-элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения
-общекорректирующие упражнения
-элементы психогимнастики, релаксации
32

-летние оздоровительные мероприятия.
Модель закаливания детей дошкольного возраста
Фактор Мероприятия Место в
режиме
дня

Периодичн
ость

Вода Полоскание
рта и горла
водой
комнатной
температуры

ежедневно
50-70 мл
3 раза в
воды при
день темпера т
уре воды
+ 20
градусов
июнь20-30 сек.
август
При
ежедневно
начально
(в
й
зависимост температ
и от
уре воды
погодных
+18 + 20
градусов.
условий)
ежедневно Пр и
температ
уре воды
+20
+
28
градусов.

Обливание ног
водой

После
каждого
приема
пищи
после
дневной
прогулк
и

Умывание После

Воздух Об легченная
одежда
Одежда по
сезону
Прогулка на
свежем
воздухе

каждого
приема
пищи,
после
прогулк
и
в
течение
дня
на
прогулк
ах
После
занятий,
вечерняя
прогулк
а

ежедневно
в течение
года
ежедневно
в течение
года
ежедневно
в течение
года

Утренняя
гимнастика на
воздухе

утро июн ьавгуст

Физкультурны
е занятия на
улице

расписа
ние
НОД

в течение
года

33

Дозировк
а

Ранн
ий
возра
ст

3-4 4год 5
а
ле
т
+
+

56
ле
т
+

67
ле
т
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

_

+

+

+

+

+

от1,5 до 3
часов в
день в
зависимо
сти от
сезона и
погодных
условий
в
зависимо
сти от
возраста
10-30
минут в
зависимо
сти от
возраста

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Воздушные
ванны

после
сна

Режим
проветривания
помещения
Дневной сон с
открытым
окном

по
графику

5-10
минут в
зависимо
сти от
возраста
июньпо
графику
август
от 10 до
30 минут
ежедневно 6 раз в
день

дневной
сон

в теплый
период

Бодрящая
гимнастика

после
дневног
о сна

ежедневно

Солнце До зированные
солнечные
ванны

на
прогулк
е

июньавгуст с
учетом
погодных
условий
ежедневно

на
прогулк
е

Рецепто
ры

Босохождение
в обычных
условиях
Контрастное
босохождение
(песок-трава)

в
течение
дня
на
прогулк
е

2-3 раза в
неделю
ежедневно
весной и
осенью

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

при
температ
уре
воздуха
от +16
градусов

с 9.00 –
10.00
от 10-30
минут
3-5 минут

июньот 10 до
август с
15 минут
учетом
погодных
условий
в НОД еж едневно
5-8 минут
+

Пальчиковая
гимнастика
Самомассаж пос ле
сна
Фитонцидотер в
течение
апия
дня

5.

ежедневно

+

5-10
минут
+

+

Медицинское обеспечение оздоровительной работы
Для успешной работы в данном направлении медицинский работник и
воспитатели собирают сведения о ребенке при поступлении в детский сад
через изучение медицинской карты воспитанника, анкетирование и личную
беседу. После тщательного изучения карты индивидуального развития
ребенка, условий жизни, особенностей поведения и развития, и с учетом
34

желания родителей намечается план мероприятий по оздоровлению
каждого ребенка индивидуально, годовой план лечебнопрофилактических процедур.
Лечебно-профилактическая работа связана с физкультурнооздоровительной и осуществляется в детском саду в тесной взаимосвязи
между медицинским работником и педагогическими работниками.
План лечебно-оздоровительной работы с детьми
Ежедневные мероприятия:
-йоди
-чеснок, свежая зелень
-фруктовые воды в ассортименте
-фрукты
-лук, чеснок в период увеличения риска заболевания ОРВИ.
Оздоровительно-коррекционный процесс включает в себя:
-лечебно-профилактические мероприятия
-общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание
горла травяными настоями, использование оксолиновой мази,
применение чесночных бус и др).
-организацию рационального питания (четырехразовый режим питания по
технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных
продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих
блюд)
-десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых
веществ: жиров, белков и углеводов
-санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия
-рациональный режим жизни
- двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки,
релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, ситуации
«эмоционального всплеска», специальные оздоровительные подвижные
игры)
- комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с
музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после
дневного сна, контрастные воздушные и водные ванны, солевые
дорожки, обширное умывание)
- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков
и формированию здорового образа жизни
- использование
«здоровьесберегающих» технологий и методик
(дыхательные гимнастики,игры,упражнения на релаксацию)
-режимы проветривания и кварцевания.

35

Закаливание

6.

Система закаливающих мероприятий
Возрастные группы
Средн
Старшая
яя
группа
группа

Содержание
Ранний
возраст
I. Элементы
повседневного
закаливания
Воздушнотемпературный
режим

Младшая
группа

Подготовительная
группа

При проветривании помещений допускается кратковременное
снижение температуры воздуха на 2-4 градуса
От +22 до
От +22 до
От +22
От +22 до От +22 до +18
+18
+18
до +18
+18
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и
одежды
Не менее 10 минут через каждые 1,5 часа

Сквозное
проветривание (в
отсутствие детей)
Утром перед
К моменту прихода детей температура восстанавливается до
приходом детей
нормальной
Перед
+19
+19
+18
+18
+18
возвращением
детей с прогулки
В теплое время года проводится в течение всего дневного сна
Во время
дневного сна
Утренний прием
В теплый период
детей на свежем
воздухе
Утренняя
В теплое время года проводится на улице, в холодное время года – в
гимнастика
зале в группе
Физкультурные
+18
+18
+18
+18
+18
занятия в зале,
группе
Физкультурные
+
+
+
занятия на
прогулке
Воздушные ванны В теплое время года проводятся ежедневно при температуре от +20
до +22 градусов
Обувь и одежда соответствуют метеорологическим условиям
Прогулка
До -15
Дневной сон
В теплое время года без маек при открытых окнах (избегая
сквозняка)
Физические
ежедневно
упражнения,
подвижные игры
на улице

36

Упражнения на
дыхание, игровой
самомассаж,
пальчиковые
игры, упражнения
для профилактики
плоскостопия,
нарушения осанки
Упражнения для
профилактики
переутомления
Гигиенические
процедуры
II. Специальн
ые
закаливающие
воздействия
Ходьба босиком
по дорожке
здоровья
Обширное
умывание водой
комнатной
температуры

Гимнастика после
сна
Мытье ног,
гигиенический
душ теплой водой
Дозированные
солнечные ванны

Ежедневно (в гимнастиках, физ.паузах, физкультурных и
музыкальных занятиях, в режимных моментах)
В теплое время года проводятся на улице

Релаксации, элементы психогимнастики, физминутки
Ежедневно в режимных моментах в течение дня
Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры

Хождение босиком по дорожке здоровья (после дневного сна)
После
дневного
сна
умывание
(лицо,
руки) с
помощью
воспитател
ей
ежедневно

После
дневного
сна
умывание
(лицо,
руки) с
помощью
воспитател
ей

После
дневног
о сна
умывани
е (лицо,
руки,
шея,
грудь)

После
дневного
сна,
занятий
физическ
ой
культуро
й

После дневного
сна, занятий
физической
культурой

После прогулки в теплый период года
Теплый период
С 09.00-11.00 ( от 3 до 20 минут)

Основные принципы закаливания
Закаливание позволяет организму сохранять работоспособность и здоровье
в экстремальных условиях среды. Тренировки организма – испытанное
оздоровительное средство, но для достижения желаемого эффекта
необходимо придерживаться определенных принципов закаливания:
1. Принцип систематичности. Закаливающие процедуры должны
проводиться систематически: ежедневно, без длительных перерывов, так
как только регулярность процедур обеспечивает повышение способности
нервной системы адаптироваться к меняющимся условиях внешней среды.
Повторность воздействия фактора необходима, так как в этом случае
раздражения попадают на следы предшествующих воздействий, благодаря
37

чему изменяется реакция организма на данный вид раздражения.
2. Принцип точной дозировки воздействия. Точное дозирование силы и
длительности воздействия раздражителя. Исследования показали, что
привыкание к холоду происходит быстрее в том случае, если охлаждение
производится ежедневно по 5 минут. Длительные перерывы ведут
полной или частичной утрате приобретенных защитных реакций.
3. Принцип «от простого к сложному» в практике закаливания
организма сводится к применению вначале щадящих процедур и
постепенному переходу к более сильным воздействиям.
4. Принцип постепенности и последовательности увеличения
дозировки воздействий – обеспечивает достижение желаемого
результата, так как только повышение требований стимулирует
усиление устойчивости организма к воздействиям.
5. Принцип сочетания общих и местных воздействий. Несмотря на то,
что местные процедуры оказывают не столь сильное действие, как
общие, при которых воздействию подвергается вся поверхность тела,
правильное
закаливание отдельных участков тела, также эффективно. Особенно при
использовании местных процедур для наиболее чувствительных участков
тела: шеи, горла, ступней. Контрастные процедуры, при которых
происходит резкая смена согревания и охлаждения , очень эффективны, но
требуют определенной степени подготовленности организма.
6. Принцип активного режима-подразумевает повышение
эффективности закаливания при выполнении во время процедур
физических упражнений, так как физические упражнения при закаливании
холодом дают возможность компенсировать вызванную охлаждением
усиленную теплоотдачу за счет возрастающей теплопродукции.
7. Работа с родителями
Взаимодействие с семьей:
1.
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
2.
Ознакомление родителей с результатами
диагностических обследований.
3. Оформление информационных стендов, выставок.
4.
Индивидуальное консультирование родителей.
5.
Организация консультаций педиатра.
6.
Организация и проведение родительских собраний.
7.
Организация групповых консультаций.
8.
Анкетирование родителей.
9.
Медосмотры детей
8. Работа с коллективом ДОУ
38

Функциональные обязанности работников ДОУ в рамках реализации
программы оздоровления
Заведующий ДОУ:
 общее руководство по внедрению программы оздоровления
•
анализ реализации программы оздоровления - 2 раза в год

•

контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья
детей Заместитель заведующего по ВМР:
•
проведение мониторинга (совместно с педагогическим персоналом)

•
контроль за реализацией программы
оздоровления Заместитель заведующего по АХР:
•
создание материально-технических условий
•
контроль за выполнением младшим обслуживающим
персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации
программы
•
создание условий для предупреждения травматизма в ДОУ
 обеспечение ОБЖ
Инструктор по физической культуре:
•
•
•
•

определение показателей двигательной подготовленности детей
внедрение здоровьесберегающих технологий
коррекция отклонений физического развития

•
•
•

сниженная температура воздуха , облегченная одежда детей
проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья

включение в физкультурные занятия:
— упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия
— упражнений на релаксацию
— дыхательных упражнений
•
Закаливающие мероприятия

пропаганда здорового образа
жизни Педагоги:
- внедрение здоровьесберегающих технологий
- пропаганда здорового образа жизни
- проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
- закаливания
- дыхательной гимнастики
- релаксационных, кинезиологических упражнений
- массажа и самомассажа
- упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки
- пропаганда методов оздоровления в коллективе
детей Педагог-психолог:
39

•
•
•

внедрение здоровьесберегающих технологий
коррекция отклонений в психическом развитии

•
•
•

организация рационального питания детей
контроль за соблюдением технологий приготовления блюд

внедрение методов психологической
разгрузки Учитель-логопед:
- пропаганда здорового образа жизни
- коррекция отклонений в речевом развитии
- проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
— закаливания
— дыхательной гимнастики
— релаксационных, кинезиологических упражнений
— массажа и
самомассажа
Медицинская сестра:
- пропаганда здорового образа жизни
- организация рационального питания детей
- иммунопрофилактика
- лечебные мероприятия
-фитотерапия
- реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому
плану Шеф-повар:

контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм
на пищеблоке
Младший обслуживающий персонал:
 соблюдение санитарно-охранительного режима

•

помощь педагогам в организации образовательного
процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий
Обучение персонала:
•
инструктаж персонала по охране жизни и здоровья детей;
•
инструктаж персонала по пожарной безопасности;

•
•

обучение на рабочем месте;
санитарно-просветительская работа с персоналом.

40

Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.:
«Детство - Пресс», 2004.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность
дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2.
3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность. - М.: «Просвещение»,
2000, 2-е издание.
4. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у детей дошкольного
возраста», Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.
5. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного
травматизма. - М.: «Издательский Дом Третий Рим»..
6. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009,
издание 2
7. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. - СПб.: ООО «Издательство
«Детство - Пресс», 2010.
8. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.
9. Скоролупова О.А. «Правила и безопасность дорожного движения», 2006
10. Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2
часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
11. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» М.; ТЦ «Сфера», 2008
12. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ
«Сфера», 2009.

41

42

43

44

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34346) 3-63-31, 8343463-63-87

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».